Rambler's Top100

главная из истории симметрия геометрии симметрия музыки сравнение видов примеры гостевая анкета награды

Истоки симметрии

Истоки понятия симметрии уходят далеко в прошлое к временам Вавилона, Древнего Египта и Древней Греции. Уже в 5 веке до н.э. великий философ геометр древности Пифагор (570-500г.г. до н.э.) учил: "Число есть сущность всех вещей и организация Вселенной в её определениях представляет собой вообще гармоническую (симметрическую) систему чисел и их отношений". Тем самым Пифагор хотел подчеркнуть важнейшую сторону мироздания его упорядоченность, организованность, симметрию, а значит и красоту. Однако вплоть до 19 века симметрия как самостоятельный объект исследования не привлекала умы ученых, она представлялась как нечто само собой разумеющееся, общеизвестное, не подлежащее изучению. В 19-20 веках принцип симметрии прибрел большое значение, особенно в физике и математике.

Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. На этот счет хорошо высказался известный французский архитектор Ле Корбюзье. В своей книге "Архитектура ХХ века" он писал: "Человеку необходим порядок; без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядке, который продиктован ему потребностями его психики, - это творческий процесс. Творчество есть акт упорядочения".

Действительно, человеку во всех видах деятельности необходим порядок, даже в искусстве. А в таком виде, как музыка, тем более. "Душа музыки - ритм - состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения, - писал известный русский физик Г. В. Вульф. - Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот, т. е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать".

Симметрия - жизненно важная составная часть любого аспекта музыки - от композиции монументальных симфоний до тонкой структуры мелодических фраз. Симметрия рождает порядок, создает определенный рисунок, который объединяет элементы, отобранные автором для использования в своем музыкальном сочинении, сколь бы разнородными они ни были.

В музыке многое непосредственно связано с законами симметрии, в первую очередь нотная запись: симметрия нотного стана, зеркальная симметрия басового и скрипичного ключей на второй строке сверху и снизу и т. п. Следует подчеркнуть , что симметрия музыкальных фигур рассчитана прежде всего на визуальное, а не слуховое восприятие. С помощью зрения мы постигаем симметрию окружающего мира - от красоты природы до эстетического наслаждения архитектурными ансамблями. Архитектура в наибольшей степени, чем какой- либо другой вид искусства, основана на принципах зеркальной симметрии. Помня формулу, что архитектура - это застывшая музыка, а, следовательно, музыка - "текучая", подвижная архитектура, нельзя не учитывать два способа существования музыкального произведения в пространстве музыкальной культуры: слухового - в звучащем исполнении и визуального статичного - в нотной записи.

Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. На этот счет хорошо высказался известный французский архитектор Ле Корбюзье. В своей книге "Архитектура ХХ века" он писал: "Человеку необходим порядок; без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядке, который продиктован ему потребностями его психики, - это творческий процесс. Творчество есть акт упорядочения".

Действительно, человеку во всех видах деятельности необходим порядок, даже в искусстве. А в таком виде, как музыка, тем более. "Душа музыки - ритм - состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения, - писал известный русский физик Г. В. Вульф. - Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот, т. е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать".

Симметрия - жизненно важная составная часть любого аспекта музыки - от композиции монументальных симфоний до тонкой структуры мелодических фраз. Симметрия рождает порядок, создает определенный рисунок, который объединяет элементы, отобранные автором для использования в своем музыкальном сочинении, сколь бы разнородными они ни были.

В музыке многое непосредственно связано с законами симметрии, в первую очередь нотная запись: симметрия нотного стана, зеркальная симметрия басового и скрипичного ключей на второй строке сверху и снизу и т. п. Следует подчеркнуть , что симметрия музыкальных фигур рассчитана прежде всего на визуальное, а не слуховое восприятие. С помощью зрения мы постигаем симметрию окружающего мира - от красоты природы до эстетического наслаждения архитектурными ансамблями. Архитектура в наибольшей степени, чем какой- либо другой вид искусства, основана на принципах зеркальной симметрии. Помня формулу, что архитектура - это застывшая музыка, а, следовательно, музыка - "текучая", подвижная архитектура, нельзя не учитывать два способа существования музыкального произведения в пространстве музыкальной культуры: слухового - в звучащем исполнении и визуального статичного - в нотной записи.

Яндекс цитирования Rambler's Top100
поисковая система АПОРТ
Сайт управляется системой uCoz