главная | из истории | симметрия геометрии | симметрия музыки | сравнение видов | примеры | гостевая | анкета | награды |
---|
После изучения литературного материала и работы с музыкальными произведениями мы попробовали создать свой музыкальный этюд "Память" с использованием симметрии. Рассмотрим подробнее встречающиеся виды симметрии в нашем этюде.
1.Как ранее говорилось, самый распространенный вид симметрии - трансляционный. В нашем произведении трансляция встречается довольно часто. Вообще, можно сказать, что этюд написан в форме рондо (АВА1СА coda), так как первая часть (А) ещё встречается немного в изменённом виде в середине произведения и в оригинальной форме в конце, а между ними присутствуют совершенно разные части В и С. Следовательно трансляция наблюдается в общем виде, т.е. повторение части А. Но повторения так же встречаются в самом тексте. Например в части В первые 4 такта повторяются.А в первой половине части С не совсем стандартное повторение.Здесь мелодия сначала в партии правой руки, потом в партии левой, звучит на одинаковых ступенях, но в разных октавах. А во второй половине части С - точное повторение 4 тактов. В окончании произведения (coda)- почти точное повторение мелодии первой половины части В (первые 8 тактов).
2. В данном случае повторение мотива поступенное и в нисходящем направлении. То же самое мы видим в 1,2,3 тактах части В , в 9,11,13 тактах этой же части , в 1,2,3,4 тактах части С. Второй вид симметрии, встречающийся в этюде - это секвенция. Безусловно, она присутствует в частях А, А1.
3. Следующий вид - обращение интервала. Он присутствует только в 9-12 тактах части В (ноты). В 9 такте звучат ноты "ля-до-си-ми" с интервалами "ля"-м3(вверх)-м2(вниз)-ч4(вверх). А в 10 такте - ноты "ля-фа-соль-ре" с интервалами "ля"-м3(вниз)-м2(вверх)-ч4(вниз). Видно, что изменения происходят на одни и те же интервалы, но по разным направлениям.
4. Ракоходное отражение. В данном этюде этот вид встречается только в части С, в 15 такте Если мы проведём мысленно ось симметрии между нотами "до", то увидим, что этот такт обладает ракоходным отражением.
5. Самый интересный вид - ракоходное обращение с зеркальным отражением. Этот вид можно увидеть в 9-11 тактах части С. Если мы перевернём лист на 180°, то станет видно, что ноты совсем не изменили своё звучание (в данном случае это касается мелодии).