главная | из истории | симметрия геометрии | симметрия музыки | сравнение видов | примеры | гостевая | анкета | награды |
---|
Ниже представлены виды симметрии, встречающиеся в музыке
Вид симметрии |
Особенность |
Примеры |
|
1.Ракоходное отражение |
В этом случае зеркальная плоскость ориентирована перпендикулярно к нотным линейкам. Отраженные ноты кажутся такими, какими они действительно выглядели бы в зеркале. Начиная от зеркальной плоскости, оригинал проигрывается в обратном направлении. |
Примерами являются все мажорные и минорные гаммы кроме мелодического вида, а также некоторые отрывки произведений. Например, песня "Священная война" композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача, И.С. Бах "Музыкальное приношение". |
|
2.Обращение интервала |
Это самый редковстречающийся вид. Обращение исходит из звуковой последовательности, которая испытывает зеркальное отражение в плоскости, параллельной средней линии нотного стана, так что направления музыкальных интервалов изменяются на обратные. Если мелодия (звуковой ряд) оригинала повышается, то в обращении - понижается на такой же интервал, и наоборот. |
Примерами могут служить следующие отрывки произведений: "Тарантелла", "Концерт для фортепиано с оркестром" Г. Фоглер. |
|
3.Ракоходное обращение |
При этом в зеркальной части снова меняется направленность звукового ряда по высоте. Понижающаяся мелодия ракохода становится повышающейся, и наоборот. |
Примером является " Концерт для фортепиано с оркестром" Г. Фоглер. |
|
4.Трансляционный вид. |
Это самый распространенный вид симметрии в музыке. В этом случае музыкальная фраза (мелодия или более крупные отрывки музыкального произведения) повторяется, оставаясь неизменной. Но в некоторых случаях возможна асимметрия, то есть отступление от оригинала, для красоты звучания. |
Примерами служат все песни, в которых куплет (припев) повторяется без изменения несколько раз. Например, песня "Катюша" М. Исаковсковского (слова), Блантера (музыка). Так же, произведения написанные в трехчастной форме АВА ( "Вальс" Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"); в трёх-пятичастной форме А|:ВА:|, ("Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт" Э. Грига); в форме рондо АВАСА, ("Турецкий марш" Моцарта). |
|
5.Секвенция |
Разновидность трансляции. Многократное повторение небольшого мотива разных ступеней лада, как в восходящем, так и в нисходящем направлении. |
Беркович "Второй концерт для фортепиано с оркестром.1 часть" |
|
6.Ракоходное обращении с зеркальным отражением |
При этом нотный лист с написанной мелодией можно повернуть на 180°, но мелодия останется неизменной. |
Примерами являются отрывки из следующих произведений: Моцарт "Соната № 9". Бетховен "Шесть вариаций", |